Республиканский конкурс «Наблюдение за природой»

              С 11 по 24 февраля 2019 на базе Центра оздоровления и отдыха детей «Сосновый бор» проходит финал республиканского конкурса среди учащихся «Наблюдение за природой - 2018». В финал приглашены 20 учащихся из 11 улусов республики и г.Якутска. Всего в конкурсе приняло участие более 400 учащихся республики. 

            Конкурс проводится с целью повышения у учащихся учебной мотивации к предметам «Окружающий мир» и «География», формирования качества личности как наблюдательность, любознательность, воспитание трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, вовлечения родителей в образовательный процесс через совместное творчество с детьми. 

            В финале пройдет защита конкурсных работ, экскурсия в зоологический музей Института естественных наук СВФУ имени М.К. Аммосова, посещение научных лабораторий института, Якутского управления гидрометеослужбы. 

            Координатор конкурса ГАУ ДО РС(Я) «Научно – образовательный центр агротехнологического образования, экологии и туризма».

  

Читать дальше

Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса                                «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

 Номинация «Публицистика в защиту природы и культуры» 


1 место – Найко Анастасия, ученица 7 класса МБОУ «СОШ №7» г. Мирного. Тема: «Братство народа – сила России». Руководитель Асочакова Елена Михайловна. 


Номинация «Традиционная культура» 


1 место – Рожин Кирилл, ученик 9 класса МБОУ «Бердигестяхская улусная гимназия» Горного улуса. Проект «Саха быhа5ын сайдыыта». Руководитель Алексеев И.Е. 

2 место – Найко Анастасия, ученица 7 класса МБОУ «СОШ №7» г. Мирного. Проек «Братство народа – сила России». Руководитель Асочакова Елена Михайловна 

3 место – Николаев Айсаар, ученик 7 класса МБОУ «Бердигестяхская улусная гимназия» Горного улуса. Проект «В названиях улиц – история г.Якутска». Руководитель Андреева О.А. 


 Номинация «Гуманитарно- экологические исследования» 


 1 место – Олесов Павел, ученик 8 класса МБОУ «Мюрюнская юношеская гимназия имени В.В. Алексеева» Усть- Алданского улуса. Проект «Smart – гербарий лекарственных растений». Руководитель Готовцева Розалия Анатольевна.

 2 место – Кривошапкина Уля, ученица 10 класса МОБУ «Национальная политехническая СОШ» ГО «Город Якутск». Проект «Этимология тунгусских гидронимов Олекминского района». Руководитель Сивцева Любовь Владимировна 

3 место – Алинов Ибрагим, ученик 9 класса МБОУ «Гимназия №2» г. Нерюнгри. Проект «Река – как тебя зовут? Топономические исследования гидронимов Южной Якутии». Руководитель Положкова О.Ю. 


Номинация «Эколого – краеведческие путеводители» 


1 место – Николаев Айсен, 8 класс. МБУ ДО «Детский технопарк» Верхневилюйского улуса. Проект «Экологический пешеходный маршрут: «Верхневилюйск-Кюль- Чымчаах-Алыьардаах-Укукээт-Сордонноох». Руководитель Варламова В.В. 


 Все участникам Конкурса выдаются сертификаты, победителям грамоты. 

Сертификаты и грамоты выдаются после 11 февраля 2019г. 

Справки по тел. 50-73-79. О получении сертификата просим заблаговременно предупредить.

Читать дальше

ПОЛОЖЕНИЕ                                                                           регионального (заочного) этапа Всероссийского                                        юниорского лесного конкурса «Подрост»                                («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»)

 1. Общие положения 


 1.1.Республиканский юниорский лесной конкурс «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам») (далее - Конкурс) проводит ГАУ ДО РС(Я) «НОЦ Сахаагроэкотур» 

1.2. 1.2.Цель Конкурса – развитие интереса обучающихся образовательных организаций к лесной отрасли под средством изучения, восстановления и сохранения лесных экосистем в условиях школьных лесничеств, направленное на формирование у них экологически ответственного мировоззрения, самореализацию, профессиональное самоопределение и повышение уровня естественнонаучной грамотности. 

1.3.Задачи Конкурса: 

•подведение итогов деятельности школьных лесничеств и других объединений обучающихся, ведущих учебно-исследовательскую и проектную природоохранную деятельность, направленную на сохранение лесных экосистем; 

 •выявление и поощрение обучающихся, принимавших практическое участие в природоохранной работе, имеющих специальные экологические и лесохозяйственные знания, навыки, способности, а также руководителей школьных лесничеств, успешно использующих инновационные технологии в образовательной деятельности с обучающимися; 

•выявление, развитие и профессиональное продвижение одаренных детей и молодежи в области эколого-лесохозяйственного образования;•обмен опытом работы по развитию деятельности школьных лесничеств в современных условиях; 

•повышение профессионального мастерства педагогических работников образовательных организаций. 

 2. Участники конкурса 2.1. В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся образовательных организаций (учащиеся общеобразовательных организаций и студенты профессиональных образовательных организаций лесного профиля) в возрасте от 14 до 21 года, а также руководители школьных лесничеств (педагогические работники, специалисты лесного хозяйства и природоохранных организаций). 


 3. Номинации конкурса3.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:для учащихся общеобразовательных организаций: 

•«Лесоведение и лесоводство» (рассматриваются исследовательские работы, посвященные лесной типологии, возобновлению и формированию леса; влияние на лес рекреационной нагрузки, рубок ухода, лесных пожаров и др.; восстановлению леса после рубок главного пользования, эффективности лесовосстановительных мероприятий, разведению лесных культур и др.); 

•«Экология лесных животных» (рассматриваются исследовательские работы посвященные лесной фауне, экологии и поведению птиц, насекомых и других обитающих в лесу животных, в т.ч. вредителей леса; изучение эффективности биологических способов защиты леса (привлечение энтомофагов) и др.); 

•«Экология лесных растений» (рассматриваются флористические и геоботанические исследования лесных экосистем; изучение экологических и биологических особенностей видов лесных растений, грибов, лишайников); 

•«Практическая природоохранная деятельность» (рассматриваются практические, социально-значимые проекты, связанные с охраной лесов от пожаров, организацией и проведением разнообразных природоохранных лесных акций, защитой леса от вредителей и болезней, пропагандой знаний о лесе, популяризацией лесных профессий и деятельности по сохранению лесов); 

 Для студентов профессиональных образовательных организаций лесного профиля: 

 •«Лучшая опытно-исследовательская работа студентов профессиональных образовательных организаций лесного профиля» (исследовательские работы, связанные с изучением технологий лесохозяйственных работ, специальных дисциплин лесного профиля, подготовкой инновационных предложений по ведению лесного хозяйства);для организаторов и руководителей школьных лесничеств: 

 •школьные лесничества в условиях современного образования (представление лучшей практики региона, организации, руководителя объединения – рассматриваются наиболее эффективные подходы, формы и инновационные технологии в организации деятельности школьных лесничеств). 

 3.2. Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с условиями Конкурса, оформлены согласно требованиям (приложение 1) и представлены в следующих формах: 

 •учебно-исследовательская работа по номинациям – «Лесоведение и лесоводство», «Экология лесных животных», «Экология лесных растений», «Лучшая опытно-исследовательская работа студентов профессиональных образовательных организаций лесного профиля»; 

•проект в номинации «Практическая природоохранная деятельность»; 

•описание лучшей практики в номинации «Школьные лесничества в условиях современного образования». 

 3.3. К участию в Конкурсе не допускаются: 

•коллективные работы (за исключением номинации для организаторов и руководителей школьных лесничеств); 

•реферативные работы, содержание которых основано только на анализе литературных источников или на сведениях, представленных различными организациями и ведомствами; 

•авторы работ, возраст которых не соответствует категории, к которой отнесена номинация (пункт 3.1); 

•работы, занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях всероссийского уровня, проводимых в предыдущем и текущим годах;•работы, имеющие признаки плагиата. 

 4. Сроки проведения Конкурса4.1.. Работы на конкурс c согласией родителей на обработку персональных данных (приложение 3, 4) принимаются до 4 февраля 2019 г. по электронной почте: oikos_sakha@mail.ru с пометкой «Конкурс «Подрост».Телефоны: 8(4112) 50-73-79.Итоги будут размещены на сайте: Yunnatsakha.ru 


 Приложение 1. 


 Требования к оформлению конкурсных работ 

1.Общие требования к конкурсным работам1.1.Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке (при необходимости с использованием латинских названий видов животных и растений). В приложениях возможно представление скан- копии разборчиво написанного рукописного текста. 

1.2. Объем работы не ограничен. 

1.3.Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб. 

1.4. Дополнительные наглядные материалы к работам (гербарии, зоологические коллекции и т.д.) должны соответствовать теме работы и быть оформлены в соответствии с видом материала. 

 2.Учебно- исследовательская работа должна содержать: 

титульный лист, на котором указываются: название образовательной организации, при которой выполнена работа; субъект Российской Федерации и населенный пункт; название детского объединения; тема работы; фамилия, имя, отчество автора; класс, фамилия, имя, отчество, должность и место работы руководителя (полностью) и консультанта (если имеется), год выполнения работы;оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы (с указанием страниц); 

введение, где необходимо сформулировать проблематику; цель и задачи работы; обосновать ее актуальность; провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования; указать место и сроки проведения исследования; дать физико-географическую характеристику района исследования; 

методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала); 

результаты исследования и их обсуждение. Желательно использование таблиц, графиков и т.п.; 

выводы (приводятся краткие формулировки результатов работы в соответствии с поставленными задачами); 

список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники. 

               Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них. 

              Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб. 

3.Проект ( практический, природоохранный, социально-значимый) включает:титульный лист с указанием (сверху вниз) названия организации и объединения; название работы; фамилии и имена (полностью) автора, класс; фамилии, имена и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеются); год выполнения работы; 

оглавление, перечисляющее разделы; 

введение, где необходимо указать проблему, которую решает проект; 

обосновать ее актуальность, цель и задачи работы;

 этапы и механизмы реализации проекта; 

результаты его реализации; 

практическая значимость. 

Желательно иметь в приложении наглядный материал (по усмотрению автора), раскрывающий содержание всех этапов реализации проекта. 

4.Описание лучшей практики региона, организации, руководителя школьного лесничества должно иметь: 

Титульный лист с указанием фамилии, имени и отчества автора, полного названия коллектива или организации, полного почтового адреса и других координат, года представления опыта. 

Содержание включает в себя следующее: 

краткую историю вопроса, на решение которого было направлено действие (региона, организации, руководителя детского объединения); 

характеристику условий, в которых создавался опыт;описание и анализ того нового, оригинального, что есть в практике работы (показать в динамике); 

изложение достигнутых результатов и перспективы на дальнейшую работу. 

Приложение к описанию лучшей практики может включать: дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, соответствующие тематике Конкурса: разные виды методической продукции (рекомендации, пособия, имитационные игры, сценарии массовых мероприятий и др.) 

             Объем текста описания лучшей практики не должен превышать 20 страниц. Желательно наличие иллюстративных материалов (схемы, таблицы, графики, фотографии, публикации и пр.) 


 Приложение 2. 


 Критерии оценки конкурсных работ 

1. Критерии оценки конкурсных работ: 

 1.1. Учебно-исследовательские работы: 

•соблюдение представленного материала требованиям к оформлению исследовательских работ; 

•актуальность выбранной темы и ее обоснование; 

•постановка цели и задачи; 

•теоретическая проработка темы исследования: глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы; 

•обоснованность применения методики исследования, полнота ее изложения; 

•полнота и достоверность собранного и представленного материала; 

•качество представления, наглядность результатов исследования; 

•анализ и обсуждение результатов, обоснованность и значимость выводов; 

•научное, практическое, образовательное значение проведенной исследовательской работы. 

 1. 2. Проект (практически, природоохранный, социально-значимый) 

 •соблюдение представленного материала требованиям к оформлению проекта; 

•актуальность выбранной темы проекта и ее обоснование; 

•постановка цели и задач, их соответствие теме проекта; 

•теоретическая проработка темы проекта; 

•оригинальность технологии реализации проекта, наличие самостоятельного взгляда автора на решаемую проблему;

 •грамотность и логическая последовательность реализации проекта; 

•степень реализации проекта; 

•практическая значимость проекта.

 1.3.Описание лучшей практики:

 •соблюдение представленного материала требованиям к оформлению описания лучшей практики; 

•актуальность представленного работы; 

•постановка цели и задач, их соответствие актуальности представленной работы; 

•обоснование представленной работы; 

•оригинальность технологии в реализации плана (или программы) работы;•грамотность и логичность в последовательности реализации плана (или программы) работы; 

•степень программно-методического обеспечения представленной лучшей практики;

 •практическая значимость представленной работы. 


 Приложение 3 

 Согласие родителейна обработку персональных данных «______»____________ 2018г. 

 Я, ________________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество полностью) 

 проживающий по адресу __________________________________________________________________________________________________________________________________ 

 настоящим даю свое согласие ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр» 

(далее- оператор) на обработку оператором (включая получение от меня и /или от любых третьих лиц с 

учетом требований действующего законодательства Российской Федерации) персональных данных 

моего ребенка(фамилия, имя, отчество полностью)проживающий (ая) по адресу 

________________________________________________и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую в соответствии со своей волей и в интересах ребенка.

                Согласие дается мною для обеспечения его участия во всероссийском (заочном) этапе, а также в финальном (очном) этапе Конкурса и проводимых в рамках него мероприятий. Мое согласие распространяется на следующую информацию: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата рождения, адрес проживания, место обучения и любая иная информация, относящаяся к личности моего ребенка, доступная либо известная в любой конкретный момент времени оператору (далее – персональные данные), предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2006г. № 152 – ФЗ «О персональных данных». 

                Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных моего ребенка, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая – без ограничения – сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение ( в том числе передача) персональных данных, а также осуществление любых иных действий с его персональными данными с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации. 

                 Обработка персональных данных осуществляется оператором с применением следующих основных способов (но не ограничиваясь ими), хранение, запись на электронные носители и их хранение, составление перечней.

                Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости предоставления персональных данных моего ребенка для достижения указанных выше целей третьим лицам ( в том числе, но не органичиваясь, Минобрнауки России и т.д.), а равно как при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в интересах моего ребенка, оператор вправе в необходимом объеме раскрывать для совершения вышеуказанных действий информацию о моем ребенке (включая его персональные данные) таким третьим лицам, а также предоставлять таким лицам соответствующие документы, содержащие такую информацию (Ф.И.О., дата рождения, класс, место учебы, название конкурсной работы).


 Подпись____________________ 

 Дата______________________ 




Приложение 4 

 Согласие родителейна обработку персональных данных «______»____________ 2018г. 

 Я,

 ________________________________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество полностью) 

 проживающий по адресу ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

 настоящим даю свое согласие ГАУ ДО РС(Я) «НОЦ Сахаагроэкотур» (далее- оператор) на обработку 

оператором (включая получение от меня и /или от любых третьих лиц с учетом требований 

 действующего законодательства Российской Федерации) персональных данных моего ребенка(фамилия, имя, отчество полностью)проживающий (ая) по адресу _________________________________________________________________ 

 и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую в соответствии со своей волей и в интересах ребенка. 

                Согласие дается мною для обеспечения его участия в региональном (заочном) этапе, а также в финальном (очном) этапе Конкурса и проводимых в рамках него мероприятий. Мое согласие распространяется на следующую информацию: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата рождения, адрес проживания, место обучения и любая иная информация, относящаяся к личности моего ребенка, доступная либо известная в любой конкретный момент времени оператору (далее – персональные данные), предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2006г. № 152 – ФЗ «О персональных данных». 

                 Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных моего ребенка, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая – без ограничения – сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение ( в том числе передача) персональных данных, а также осуществление любых иных действий с его персональными данными с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации. 

                    Обработка персональных данных осуществляется оператором с применением следующих основных способов (но не ограничиваясь ими), хранение, запись на электронные носители и их хранение, составление перечней. 

                    Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости предоставления персональных данных моего ребенка для достижения указанных выше целей третьим лицам (в том числе, но не органичиваясь, Минобрнауки России и т.д.), а равно как при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в интересах моего ребенка, оператор вправе в необходимом объеме раскрывать для совершения вышеуказанных действий информацию о моем ребенке (включая его персональные данные) таким третьим лицам, а также предоставлять таким лицам соответствующие документы, содержащие такую информацию (Ф.И.О., дата рождения, класс, место учебы, название конкурсной работы).

 Подпись____________________ 

 Дата______________________

Читать дальше

Положениео региональном этапе Российского национального юниорского водного конкурса - 2019

 Проводится с 2003 года. 


 Организатор регионального этапа конкурса: ГАУ ДО РС(Я) «Научно – образовательный центр агротехнологического образования, экологии и туризма»; 

 Организатор Российского национального юниорского водного конкурса (далее Конкурс) – автономная некоммерческая организация «Институт консалтинга экологических проектов». 


 Сроки проведения: с 24 декабря 2018г. по 17 февраля 2019г. 


 Конкурс входит в «Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно- исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений» Министерства образования и науки Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015г. №1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» 


 1.Цель Конкурса – поддержка и поощрение научно – исследовательской и проектной деятельности школьников в сфере охраны, восстановления и рационального использования водных ресурсов, направленной на решение задач устойчивого водопользования, в том числе проблем водоподготовки и очистки загрязненных стоков, сохранение водного биоразнообразия, исследование корреляций водных, социальных, климатических и других факторов, а также форсайт – исследований. 

 2. Конкурс проводится в два этапа: - региональный;- общероссийский.Победитель номинации «Международная» Российского национального юниорского водного конкурса участвует в международном Стокгольмском юниорском водном конкурсе. 

 3. Участники Конкурса. Участником Конкурса может быть любой учащийся старших классов общеобразовательных школ/гимназий/лицеев или училищ/техникумов в возрасте от 14 до 20 лет (студенты высших учебных заведений не могут участвовать в Конкурсе). Приветствуется знание английского языка. 

4. Темы для конкурсных проектов. Школьники могут выбрать тему в широком диапазоне - охрана и восстановление водных ресурсов/управление водными ресурсами, устойчивое развитие региона, при этом, исследование должно быть ориентировано на оздоровление среды обитания людей и экосистем и получение научно-практического результата. Конкурсанты должны быть готовы представить проекты в области естественных и социальных наук, включая форсайт- проекты, используя современные научные методы и подходы к решению водных проблем и проблем устойчивого развития, принимая также во внимание первоочередные задачи государственной политики в области охраны, восстановления и рационального использования водных ресурсов. Приветствуются проекты, направленные на решение муниципальных водных проблем. Необходимым требованием является применение стандартных научно-исследовательских методик и методологий проведения экспериментов, мониторинга и представления результатов, включая статистическую обработку. При этом, апробация новых подходов и методик рассматривается как отдельный проект. 


 Конкурсанты в обязательном порядке представляют предложения по возможности прямого внедрения результатов проекта с расчетом затрат или оценку затрат при выполнении своего проекта. 

 Конкурсантам предлагается также сформулировать 3-5 рекомендаций по сбережению воды в семье, в школе и на предприятиях в качестве дополнения к представляемому проекту. Проект может быть выполнен группой старшеклассников, при этом количество участников, представляющих один проект в финале общероссийского этапа Конкурса, не может быть больше двух человек. 

Внимание: Национальный номинационный комитет проводит анализ текстов проектов финалистов общероссийского этапа для обнаружения заимствований с использованием системы «Антиплагиат». 


5. Критерии оценки проекта.При оценке проекта на общероссийском этапе Конкурса Национальный Номинационный Комитет руководствуется следующими критериями оценки проектов (принятыми также на международном юниорском водном конкурсе): 

5.1. Новизна- Является ли проблема, раскрываемая автором, никем ранее не исследовавшейся?- Использует ли автор какие-либо новые методики и инструменты исследования?- Изучаются ли неизвестные до сих пор аспекты исследовавшейся ранее проблемы?5.2. АктуальностьАктуальность проекта оценивается как с точки зрения научной значимости, так и общей значимости для окружающей среды и для общества: 

Нацелен ли проект на решение важной проблемы в области охраны водной среды? 

 Научная значимость проекта: относится ли он к области фундаментальных или прикладных исследований? 

Практическая значимость проекта: насколько возможно прямое внедрение результатов проекта? Насколько корректно проведен расчет экономической эффективности /затрат на реализацию проекта? 

Может ли проект улучшить качество: (а) окружающей среды, (б) жизни людей? 

Предлагает ли проект новые решения старых проблем? 

Способствует ли проект повышению осведомленности людей о проблемах водного сектора? 

Сочетает ли проект экологические и социальные аспекты? 

Направлен ли проект на оценку, прогноз и разработку программ экологически устойчивого развития региона? 


5.3. Творческий подход.Необходимо продемонстрировать творческий подход в следующих аспектах: 

постановка проблемы; 

решение проблемы; 

анализ данных; 

постановка экспериментов и организация исследований; 

распространение результатов и повышение осведомленности о проблеме. 


5.4. Методология.

 –Существует ли четко поставленная задача по достижению конкретного результата? 

–Хорошо ли определена проблема? 

–В какой степени ограничена поставленная проблема? 

–Спланирована ли работа в соответствии с поставленными задачами? 

–Достаточно ли информации для того, чтобы сделать выводы? 

–Учитывались ли возможности неправильной интерпретации данных? 

–Сформулированы ли новые вопросы или предложения для дальнейших исследований по данной проблеме? 


5.5. Знание предмета 

- Знаком ли ученик с литературными данными и результатами исследований в данной области? 

–На каких научных источниках основывается работа? 

–Является ли список литературных источников достаточно полным (действительно ли изучены все источники, на которые были сделаны ссылки в работе)? 

 –В какой степени проанализированы научно-популярные источники? 

–Насколько хорошо автор знаком с предметом своего исследования? 

–Знаком ли автор с результатами других исследований в данной области? С терминологией? 

–Знаком ли автор с альтернативными решениями поставленной проблемы? 


5.6. Практические навыки 

–Сделал ли ученик экспонат сам (в случае, если он представлен во время презентации)? 

–Проводил ли он измерения и другую работу самостоятельно? 

–Какую помощь он получил от родителей, учителей, профессионалов и др.? 

–Воспользовался ли он материалами, доступными ему в школе? 

–Где он взял материалы для изготовления экспоната? Было ли это оборудование самодельным?

 –Насколько успешно были использованы доступные ему методы? 


5.7. Доклад и презентация результатов 

–Может ли ученик доложить о результатах своей работы достаточно убедительно и информативно, как устно, так и письменно, а также наглядно путем демонстрации своего экспоната? 

–Насколько хорошо продумано содержание доклада (отчета)? 

–На каком уровне написан текст, сделаны ли иллюстрации, графики, насколько удовлетворителен язык письменного отчета? (грамотный русский язык!) 

–Прослеживаются ли в представленном отчете личные качества ученика? Насколько он индивидуален? 

 –Есть ли взаимосвязь между экспонатом и письменным текстом? 


5.8. Актуальность рекомендаций по сохранению и сбережению воды.При оценке проекта, направляемого для участия в Стокгольмском юниорском водном конкурсе, члены Национального номинационного комитета помимо указанных в п.п. 5.1-5.7 критериев определяют уровень владения претендентом английским языком, достаточный для представления российского проекта на международном конкурсе. 


 6. Порядок оформления проектов Конкурса. 

 6.1. Текст проекта, представляемого на конкурс, должен отвечать следующим требованиям: 

 6.1.1.Общий объем проекта не должен превышать 15 страниц, включаятитульный лист, аннотацию, иллюстрации, графики, рисунки, фотографии, расчет экономической эффективности/ затрат на внедрение или выполнение проекта, перечень ссылок, приложения и список литературы. 

6.1.2. Текст должен быть расположен на одной стороне листа, напечатан черезполуторный межстрочный интервал, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12 размер, параметры страницы: верхнее и нижнее поля - 2 см, правое и левое поля – 2,5 см. 6.1.3.Приложения (входят в общий объем проекта, не превышающий 15 страниц) - не более 5 страниц должны быть помещены в конце работы после списка литературы. 

 6.1.4.На титульном листе проекта обязательно должны быть в последовательном порядке указаны:- название конкурса (Российский национальный юниорский водный конкурс);- четкое и краткое название проекта - не более 7 слов (название может сопровождаться, если необходимо, полным научным названием);- имена и фамилии ВСЕХ авторов проекта и полные фамилии, имена и отчества руководителей. Для последних - обязательное указание должности;- название региона, год. 

6.1.5. Вторая страница проекта должна быть научной аннотацией – кратким описанием проекта, включающим главные разделы проекта, такие, как цель, методы и материалы, исследования (наблюдения), достигнутые результаты и выводы, а также краткое объяснение того, как этот проект улучшает качество жизни. Объем аннотации не должен превышать 1 лист машинописного текста. 6.1.6.Электронная версия проекта направляется на электронный адрес: D-Nmarina @mail.ru, oikos_sakha@mail.ru до 17 февраля 2019г. 6.1.7. Итоги конкурса будут размещены на сайте: yunnatsakha.ru 1 марта 2019г.6.2. К электронной версии текста проекта в обязательном порядке прилагаются в электронном виде:

 - краткая аннотация проекта 

- объем не должен превышать 100 слов. Краткое описание проекта необходимо для публикации в каталоге финалистов. Участникам конкурса следует учесть, что краткое описание проекта должно быть понятно для СМИ и заинтересованной общественности.- заполненные по установленной форме анкеты авторов проекта (Приложение 2) заполняется отдельно каждым из авторов), включая 3 -5 рекомендаций по сбережению воды; 

 Указанные в п. 6.2 материалы не входят в общий объем текста проекта. 

 Работы, выполненные без соблюдения порядка оформления, не принимаются.

 Работа победителей будет рекомендована для участия на всероссийском конкурсе. 

Контактные телефоны: 8 (4112) 50-73-79, 89142238025, 89142708111. 

Конкурсные работы принимаются до 17 февраля 2019г. по электронным адресам: D-NMarina@mail.ru, oikos_sakha@ mail.ru/ Итоги будут размещены на сайте: yunnatsakha.ruНоминации всероссийского конкурса можно посмотреть .на сайте www/eco-project.org, www.water-prize.ru, http//водный конкурс.рф 


 Приложение 2 


Анкета автора(ов) проекта 

Представляется в электронном виде(одна форма для всех авторов проекта) 


 1. Полное название проекта ____________________________________________________ 

2. Источник информации о конкурсе (откуда узнали) 3. Данные об авторе(ах) проекта 

3.1. ФИО (полностью), дата рождения, класс. Нужно обязательно приложить фотографию хорошего (полиграфического) качества. 

3.2. Краткая биография (где родился, семья, где учится, чем дополнительно занимается, увлечения и д.р.). 

3.3. Основные достижения (участие и награды в олимпиадах, конкурсах, выполненные проекты) 

3.4. Планы на будущее (выбор профессии, места дальнейшего обучения) 

3.5. Контакты (почтовый адрес, телефоны, e-mail, skype)

 3.6. Наличие заграничного паспорта 

3.7. Знание английского языка (выбрать нужное по каждому пункту: базовый уровень, средний, свободный) 

Читаю – 

 Пишу – 

 Говорю – 

 4. Полное название и адрес учебного заведения (с индексом), в котором выполнялся проект. Если проект выполнялся с участием нескольких учебных заведений, то необходимо указывать полную информацию о каждом из них. 

5. ФИО научного(ых) руководителя(ей) проекта с указанием должности, места работы, контактных телефонов/адресов электронной почты . 

 6. Рекомендации по сохранению воды в семье, в школе, на предприятии (5-7 рекомендаций).

Читать дальше

Итоги регионального этапа всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды

 Номинация «Юные исследователи» 


I место – Романов Вячеслав, ученик 5 класса МБОУ «Амгинская СОШ №1 имени В.Г. Короленко», МБУ ДО «Амгинская СЮН» Амгинского улуса. Проект «Изучение качество воды реки Амга» (руководитель Гаврильева Наталья Степановна); 

II – III место – Михайлов Вячеслав, ученик 6 класса МБОУ «Бердигестяхская СОШ с УИОП имени А.Н. Осипова», МБУ ДО «Центр дополнительного образования имени Л.Е. Лукиной» МР «Горный улус». Проект «Шум вокруг нас» (руководитель Дьяконова Людмила Николаевна); 

 II – III место – Пахомов Саян, ученик 5 класса МБОУ «Бердигестяхская улусная гимназия». Проект «Картофель как источник электрической энергии» (руководитель Дьяконова Людмила Прокопьевна). 


 Номинация «Агроэкология» 


I место – Плотникова Олеся, ученица 9 класса МКОУ «Солянская СОШ» Олекминского улуса. Проект «Выращивание картофеля из биологических семян» (руководитель Калинина Галина Николаевна); 

II место – Софронов Кирилл, ученик 8 класса МБОУ «Синская СОШ» Хангаласского улуса. Проект «Интродукция редовскии двоякоперистой на приусадебном участке» (руководитель Алексеева Елена Ивановна); 

III место – Дьяконова Марианна, ученица 8 класса МБОУ «Бердигестяхская СОШ имени С.П. Данилова» Горного улуса. Проект «Бэрдьигэс чэй» (руководитель Дьяконова Людмила Прокопьевна). 


Номинация «Зоотехния и ветеринария» 


I место – Алексеев Семен, ученик 9 класса МБОУ «Булгунняхтахская СОШ имени С.П. Ефремова» Хангаласского улуса. Проект «Зимнее содержание лошадей» (руководитель Потапова Людмила Афанасьевна); 

II место – Винокурова Надежда, ученица 11 класса МБОУ «I Хомустахская СОШ имени Д.Ф. Алексеева» Намского улуса. Проект «Наиболее опасные зооантропонозные гельминтозы Якутии, передающиеся человеку при употреблении мяса и рыбы» (руководитель Колесова Елена Васильевна); 

III место – Соловьев Владимир, МБОУ «I Хомустахская СОШ имени Д.Ф. Алексеева» Намского улуса. Проект Продукты пчеловодства школьной пасеки (руководитель Колесова Елена Васильевна). 


Номинация «Зоология и экология позвоночных животных» 


I место - Табунанов Василий, ученик 8 класса класса МБОУ «I Хомустахская СОШ имени Д.Ф. Алексеева» Намского улуса. Проект « Хищные птицы Центральной Якутии (на примере Кобяйского улуса и окрестностей с. Кысыл – Сыр Намского улуса), руководитель Колесова Елена Васильевна); 

II место – Дьячковский Анатолий, ученик 8 класса МБОУ «Петропавловская СОШ» Усть-Майского района. Проект «Помощь зимующим птицам» (руководитель Дьячковская Анастасия Васильевна); 

III место – Макарова Сандара,11 класса МБОУ «Амгино – Нахаринская СОШ имени П.И. Яковлева» Амгинского улуса. Проект «Трилобиты – первые обитатели Земли» (руководители Макарова М.П., Александрова В.С.); 

III место – Захаров Данил Андреевич, ученик 8 класса МБОУ «Амгино – Нахаринская СОШ имени П.И. Яковлева» Амгинского улуса. Проект «Эволюция лошади в Якутии» (руководитель Александрова В.С.); 

III место – Корнилова Женя, ученица 8 класса МБОУ «Кюндяинская СОШ имени Б.Н.Егорова». Проект «Миграция перелетных птиц в окрестностях села Кюндяе» (руководитель Максимова Наталья Николаевна). 


Номинация «Зоология и экология беспозвоночных животных»


 I место – Азарова Диана, ученица 11 класса МБОУ «I Хомустахская СОШ имени Д.Ф. Алексеева» Намского улуса. Проект «Насекомые – врелители семян и шишек ели сибирской» (руководитель Колесова Елена Васильевна) 

II место – Николаева Анжелина, ученица 10 класса МБОУ «I Хомустахская СОШ имени Д.Ф. Алексеева» Намского улуса. Проект «Энтомофаги вредителей леса долины Энсиэли (на примере окрестностей с. Кысыл – Сыр Намского улуса Республики Саха (Якутия)» (руководитель Колесова Елена Васильевна); 

III место – Охлопков Андрей, ученик 6 класса МБОУ «I Хомустахская СОШ имени Д.Ф. Алексеева» Намского улуса. Проект « Галлообразующие вредители деревьев и кустарников с. Кысыл – Сыр Намского улуса Республики Саха (Якутия» (руководитель Колесова Елена Васильевна) 


 Номинация «Ботаника и экология растений» 


I место – Избекова Анастасия, ученица 10 класса МБОУ «I Хомустахская СОШ имени Д.Ф. Алексеева» Намского улуса. Проект « Морфологическая изменчивость видов рода Betula (betulacea) в Кобяйском улусе (руководитель Колесова Елена Васильевна); 

II место –Ушакова Владианна Владиславовна, ученица 8 класса МБОУ «I Хомустахская СОШ имени Д.Ф. Алексеева» Намского улуса. Проект «Исследование кормовой базы пчеловодства в окрестностях села Кысыл – Сыр Намского улуса» (руководитель Колесова Елена Васильевна); 

III место – Гуринова Люда, Степанова Дарина, уч. 10 класса МБОУ «Кюндяинская СОШ имени Б.Н. Егорова». Проект «Интродукция азиатских лилий в открытом грунте» (руководитель Максимова Наталья Николаевна). 


 Номинация «Экология человека и его здоровье» 


I место – Бочкарева Саргылана, ученица 8 класса МБОУ «Намская улусная гимназия имени Н.С. Охлопкова» МО «Намский улус». Проект «Сотовые телефоны в школе: польза и вред» (руководитель Бочкарева Лена Владимировна); 

II место – Черкашина Вилюита, ученица 11 класса МБОУ «Намская улусная гимназия имени Н.С. Охлопкова» МО «Намский улус». Проект «Рост как основная физиологическая особенность процесса развития подростков на примере учащихся Намской улусной гимназии» » (руководитель Бочкарева Лена Владимировна);

 III место – Иванова Мая, Уарова Лилияна, уч. 11 класса МБОУ «Кюндяинская СОШ имени Б.Н. Егорова». Проект «Изучение активности амилазы слюны как объекта для выявления заболеваний» (руководители Максимова Наталья Николаевна, Львова Надежда Михайловна). 


 Номинация «Ландшафтная экология и комплексные исследования экосистем»


 I место – Третьяков Илья, ученик 9 класса МБОУ Якутский городской лицей» ГО «Город Якутск». Проект «Воздейстиве лесных бизонов на лесные фитоценозы в бизонарии «Усть Буотама» (руководитель Миронова Любовь Николаевна). 


 Номинация «Экологический мониторинг» 


I место – Дмитриева Июлия, Веригина Анастасия, уч. 9 класса МБОУ «Кюндяинская СОШ имени Б.Н. Егорова». Проект «Исследование источников загрязнения атмосферного воздуха в сельской местности» (руководитель Максимова Наталья Николаевна). 


           Всего на конкурс поступило 63 научно – исследовательских проекта по 9 номинациям.Всем участникам Конкурса выдаются сертификаты, победителям грамоты. Сертификаты и грамоты выдаются после 30 января 2019г.Справки по тел. 50-73-79. О получении сертификата просим заблаговременно предупредить.

Читать дальше

Итоги республиканского конкурса              «Сохраним зеленую елочку Якутии»

                   С 27 ноября по 21 декабря 2018 г. с целью воспитания у учащихся активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, развития интереса к проблемам охраны природы, сохранения и приумножения лесных богатств Якутии проведен республиканский конкурс «Сохраним зеленую елочку Якутии». Всего на конкурс приняли участие 234 учащихся республики. 

                   По итогам данного конкурса победителями стали: 

1.Антонов Айаан, МОБУ «ООШ №18» ГО «Город Якутск» 

2.Аргунова Виктория, МОБУ ООШ №18 ГО «Город Якутск» 

3.Акимова Виолетта, МБОУ«Куокунинская СОШ» Сунтарского улуса 

4.Алексеев Дархан, МБОУ «Булгунняхтахская СОШ имени С.П. Ефремова» Хангаласского улуса 

5.Бабкин Арсентий, МБОУ «Куокунинская СОШ» Сунтарского улуса 

6.Баю Патричия, МОБУ «ООШ №18» ГО «Город Якутск» 

7.Васильева Вика, МБОУ «Амгинский лицей» 

 8.Верба Лилия, МБОУ СОШ №1 ГО «Жатай» 

9.Гаврильева Алина, Амгинская СОШ №2 Амгинского улуса 

10.Герасимова Кристина, МБОУ «Амгинская СОШ имени Р.И. Константинова» Чурапчинского улуса 

11.Готовцева Виолетта, МОБУ ООШ №18 ГО «Город Якутск» 

12.Гриднев Сергей, Сангарская СОШ №1 Кобяйского улуса 

13.Гуляева Мария, МБУ ДО «Хатасский дом творчества «Ситим» 

14.Де Надежда, МБОУ «СОШ №1» ГО «Жатай» 

15.Ефимов Ньургун, МБОУ «Мугудайская СОШ имени Д.Д. Красильникова» Чурапчинского улуса 

16.Жданова Эвелина, Федорова Лияна, МБОУ «1 Кангаласская СОШ имени Н.И. Кочнева» Нюрбинского улуса 

17.Жиркова Айталина, МОБУ ООШ №18 ГО «Город Якутск» 

18.Заболоцкий Артем, МБОУ СОШ №1 ГО «Жатай» 

19.Зимина Виктория, МОБУ СОШ №32 ГО «Г. Якутск» 

20.Исаков Аярган, МБОУ СОШ №1 ГО «Жатай» 

21.Искакова Елизавета, МБОУ «СОШ №2 имени Д.Х. Скрябина» ГО «Жатай» 

22.Кононов Антон, Кангаласская СОШ Нюрбинского улуса 

23.Курильный Дмитрий, МОБУ «ООШ №18» ГО «Город Якутск» 

24.Максимова Полина, МОБУ ООШ №18 ГО «Город Якутск» 

25.Малявская Валерия, СОШ №13 г. Нерюнгри 

26.Неустроева Сайаана, МОБУ «НПСОШ №2» ГО «Город Якутск» 

27.Ний Анастасия, МБОУ СОШ №1 ГО «Жатай» 

28.Николаев Мирослав, МБОУ «Куокунинская СОШ» Сунтарского улуса 

29.Николаева Зоя, МБУ ДО «Хатасский дом творчества «Ситим» 

30.Павлов Леонид, МОБУ «НПСОШ №2» ГО «Город Якутск» 

31.Павличенко Роман, МБОУ СОШ №1 ГО «Жатай» 

32.Перетолчин Алексей, МОБУ ООШ №18 ГО «Город Якутск» 

33.Петров Айдын, МБОУ «Амгинская СОШ» Чурапчинского улуса 

34.Пожарова Диана, МБОУ «СОШ №1» ГО «Жатай» 

35.Прохорова Кристина, МОБУ НОШ №36 «Надежда» 

36.Сергеев Артем, МОБУ «НОШ №36 «Надежда» 

37.Сергеев Павел, МОБУ «НПСОШ №2» ГО «Город Якутск» 

38.Скрыбыкина Нарыйаана, МОБУ ООШ №18 ГО «Город Якутск» 

39.Сидорова Милена, МОБУ «НПСОШ №2» ГО «Город Якутск» 

40.Соколов Витя, СОШ №1 ГО «Жатай» 

41.Сысолятин Дима, МОБУ ООШ №18 ГО «Город Якутск» 

42.Терешкин Кирилл, МОБУ ООШ №18 ГО «Город Якутск» 

43.Тилькунова Алиса, МБОУ «СОШ №2 имени Д.Х. Скрябина» ГО « Жатай» 

44.Тихонов Стас, Уваровская Нарыйа, 4 «в» Амгинская СОШ №1 Амгинского 

45.Трофянова Ирина, МБОУ «Кюндяинская СОШ имени Б.Н. Егорова» Сунтарского улуса 

46.Филиппова Ванесса, МБОУ «Кюндяинская СОШ имени Б.Н. Егорова» Сунтарского улуса

47.Шилов Вадим, МБОУ «Булгунняхтахская СОШ имени С.П. Ефремова» Хангаласского улуса 

48.Ширяева Арина, МБОУ «СОШ №2 имени Д.Х. Скрябина» ГО «Жатай» 

49.Шульга Виктория, МБОУ «СОШ №1» ГО «Город Жатай» 

50.Эверстов Давид, МБОУ «Куокунинская СОШ» Сунтарского улуса 

51.Эверстова Айаана, МБУ ДО «Хатасский дом творчества «Ситим» 

52.Эверстова Амелия, МКОУ «Никольская НОШ» Намского улуса. 


Все участникам Конкурса выдаются сертификаты, победителям грамоты. Сертификаты и грамоты выдаются после 15 января 2019г. 

Справки по тел. 50-73-79. О получении сертификата просим заблаговременно предупредить.  


Читать дальше

II городская конференция школьников                                                    «Экологические проблемы города Якутска»

                   30 ноября 2018 г. в г. Якутске состоялась II городская конференция школьников «Экологические проблемы города Якутска», цель которой активизация деятельности образовательных организаций г. Якутска и пригородов к изучению и решению проблем экологического состояния окружающей среды и формирования и поддержки интереса учащихся образовательных организаций к состоянию родного города.                      Организаторы конференции ГАУ ДО РС(Я) «Научно-образовательный центр агротехнологического образования, экологии и туризма» Министерства образования и науки РС(Я), ОО Центр экологического просвещения РС(Я) «Эйгэ» и филиал Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» в РС(Я). 

                  В конференции приняли участие 17 школ г. Якутска (85 учащихся). Конференция прошла в виде соревнования-дискуссии, где команды защищали проекты по решению экологических проблем г. Якутска (проблемы городских и пригородных озер, питьевой воды, пластикового и бумажного мусора, загрязнения воздуха выбросами автотранспорта, вопросом озеленения и экологической культуры населения). 

                 Экспертами выступили специалисты Минэкологии РС(Я), МКУ СЭГХ ГО «Город Якутск», АО «Водоканал», СВФУ имени М.К. Аммосова, информационно-специализированного журнала «Энергосбережение в Якутии» и члены оргкомитета. 

                  Победители конференции: 

I место - МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №24» ГО «Города Якутск»; 

I место - МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №23» ГО «Города Якутск»; 

 II место - МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №9» ГО «Города Якутск»; 

II место – МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №29» ГО «Города Якутск»; 

 III место – МОБУ «Тулагинская средняя общеобразовательная школа им. П.И. Кочнева»; 

 III место - МОБУ ЯГНГ «Айыы кыhата». 

 Победители награждены дипломами и призами, все участники получили поощрительные призы от организаторов и экспертов конференции.

Читать дальше

II Республиканский слет «Зеленые пионеры Якутии»

                       С 14 по 27 ноября 2018 г. Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) при поддержке Министерства образования и науки РС(Я) организован II Республиканский слет «Зеленые пионеры Якутии» на базе Центра оздоровления и отдыха детей «Сосновый бор». На слет съехались 54 участника из 16 муниципальных образований республики и г. Якутска. 

                     Республика Саха (Якутия) занимает первое место в стране по популяризации детского добровольного экологического движения «Зеленые пионеры». Дети активно инициируют и участвуют в экологических мероприятиях, по санитарной очистке, озеленению территорий, проведению экологических акций и др. Лидерами проекта являются Алданский, Нерюнгринский, Кобяйский и Оленекский районы.

                   На протяжении 14 дней дети обучаются навыкам природоохранной деятельности у ведущих специалистов Минэкологии, научных экспертов и общественных экологов, для них будет создана профессиональная площадка для обмена опытом работы, учебно-исследовательской и проектной деятельности. 

                   С 19 по 21 ноября в рамках слета проводится 4 конкурса: конкурс проектов «Добрые природоохранные дела», конкурс «Юный лектор», конкурс поделок «Полезные отходы» и конкурс плакатов «Экологические плакаты». Экспертами выступили специалисты Минэкологии Якутии и методисты Лаборатории экологического образования и воспитания ГАУ ДО РС(Я) «Научно-образовательный центр агротехнологического образования, экологии и туризма». Лучшие два проекта выдвинуты центром на публикацию в журнале «Энергосбережение в Якутии»: проект Павлова Дьулусхана Мюрюнской СОШ Усть-Алданского улуса по созданию завода по переработке пластика и проект Веригиной Анастасии Кюндяйинской СОШ Сунтарского улуса «Мир лилий» по интродукции (расселению) лилий. 

                   В конкурсе «Полезные отходы» были продемонстрированы интересные, креативные работы из вторичных материалов, лучшие работы представлены на фото в приложении. 

                   Итоги конкурсов будут подведены к закрытию слета, победители получат призы партнеров: ООО «Арктик Капитал», ОА «Водоканал», ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс».

Читать дальше

17 ноября состоялся экологический турнир школьников «Үнүгэс»

                          17 ноября 2018 г. прошел II экологический турнир школьников «Үнүгэс» Центрального округа, на базе филиала МОБУ ЯГНГ "Айыы Кыhата". В турнире приняли участие команды Тулагинской СОШ, Якутской городской национальной гимназии, филиала национальной гимназии «Айыы Кыhата» и городского экологического клуба. 

                          Турнир начал свою историю в 2017 г. в МБОУ "Булгунняхтахская СОШ им. С.П.Ефремова" Хангаласского улуса и станет ежегодным при поддержке организаторов: Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я), ГАУ ДО РС (Я) «Научно-образовательный центр агротехнологического образования, экологии и туризма», МОБУ ЯГНГ «Айыы Кыhата», ГО «Город Якутск». 

                         Турнир состоит из двух этапов: защита проектов, квест игра “Экологическая тропа”. Самым интересным, обоснованным проектом стал проект «Создание ООПТ – памятник природы «Уhун Күөл» команды “Взгляд на 360°” Тулагинской СОШ. В квест игре победителем стала команда «Дьулуур» национальной гимназии «Айыы Кыhата». Здесь команды демонстрировали знания растений, животных занесенных в Красную книгу, экологических терминов, определяли минералы и палеонтологические находки, решали экологические ситуации и умения работы с картами. 

                         По итогам двух этапов победителем экотурнира стала команда “Взгляд на 360°” Тулагинской СОШ (рук. Тимофеева С.А.). Команда награждена переходным кубком. 

                         В конце турнира состоялся круглый стол на тему: «Актуальные вопросы экологической безопасности на территории Республики Саха (Якутия)», где выступила Никифорова Алина Афанасьевна, старший преподаватель эколого – географического отделения ИЕН СВФУ им. М.К. Аммосова, с докладом «Экологическое состояние Республики Саха (Якутия). Потепление климата и вечная мерзлота». Участники турнира приняли активное участие, обменялись своим мнением, обогатили себя новыми знаниями по экологии.

Читать дальше

Дорогие учащиеся и педагоги,                                             предлагаем вам статью "Как сделать кормушку для птиц"

                                                                          По итогам акции «Поможем зимующим птицам» 2017-2018 гг. эксперты заметили,                                                                                                                   что не все участники знают как  правильно организовать подкормку зимующих птиц.                                                                                                             Совместно с орнитологами мы подготовили вам подробную статью, какой конструкции,                                                                                                               из каких материалов должна быть кормушка, где ее размещать и чем кормить птиц. 



                                                                                                Как сделать кормушку для птиц                                                                                                                                                     В Якутии зимует около 42 видов птиц. Из них основную часть составляют представители отряд воробьинообразные (например, 2 вида воробья – домовой и полевой, буроголовая и сероголовая гаички, снегирь, большая синица и.т.д). Зима у нас длится четыре месяца и для таких мелких птиц это суровое испытание. Чтобы им помочь, люди придумали искусственные кормушки. Основная задача кормушек это дополнительный источник пищи для накопления внутренних жиров и энергии.                                                                                                                                                       Подкармливать птиц нужно круглый год, не только в трудный зимний период. Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. Желательно, чтобы материал, из которого будет изготовлена кормушка, была устойчива к воздействию влаги, иначе такая конструкция не прослужит долго. Самая лучшая и практичная кормушка для птиц получается из дерева (рис. 1). 

 Рис. 1. Классический вариант кормушки из дереваПри создании кормушек любых конструкций важно помнить главные правила: 

1) При изготовлении кормушки кормовой столик лучше сделать с крышей и боковыми стенками. Крыша и бортики (боковые стены) помогут защитить корм от снега, дождя и ветра. От воздействия влаги корм может испортиться и заплесневеть; 

2) Стенки и углы не должны быть острыми и колющимися. 

 3) Кормушки для маленьких птиц делают небольших размеров, чтобы более крупные и агрессивные виды не покушались на их еду. 

4) Размещать кормушки лучше на ветвях деревьев или крепить к стенам хозяйственных построек на высоте около полутора метров, чтобы кошки не обидели птичек, и было удобно подсыпать пернатым друзьям еду. 

                           В соответствие с размерами птиц, которых предполагается подкармливать, подбираются габариты всей конструкции. 

                           А чем следует подкармливать? Любимый корм большинства птиц – нежареные семечки подсолнуха, являющиеся для мелких пернатых важным источником энергии. Отличным кормом будет просо, овес, зерна кукурузы, семена тыквы, дыни, арбуза. Поздней осенью, зимой и ранней весной птицы особенно нуждаются в калорийной пище, поэтому замечательной идеей будет угостить их маргарином или несоленым салом. Несоленым салом охотно лакомятся воробьи и синицы. Также, скармливать птицам можно вареный картофель и яйца, консервированный корм для домашних питомцев, крошки и кусочки пшеничного хлеба, а вот черный хлеб давать нельзя – он закисает в зобу и плохо переваривается. Кроме того, нельзя подкармливать пернатых жареной, острой, соленой и кислой пищей.


                                                                                                                                                           Габышев В.Ю – аспирант лаборатории экосистемных                                                                                                                                                                               исследований холодных регионов ИПБК СО РАН                                                                                                                                                                                             Слепцова В.П. – методист ГАУ ДО РС(Я) «НОЦ Сахаагроэкотур»

Читать дальше
Загрузить еще